Конспект занятие по экологии в старшей группе "Чудеса в лесу"
Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы и типичном состоянии природы зимой; уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; о правилах поведения в лесу; обогащать словарный запас детей; формировать диалогическую речь; развивать слух, память, внимание, культуру восприятия, воображения, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту природы; развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи
Ход занятия
(Дети под музыку заходят в зал и останавливаются возле мольбертов с иллюстрациями зимних пейзажей)
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Докажите, что сейчас зима, а не осень.
Дети: Выпал снег; речки покрылись льдом, облетели листья с деревьев, солнышко слабо греет, на улице морозно, холодно, люди одели теплые вещи, дни стали короче, а ночи длиннее, птицы улетели в теплые края.
Воспитатель: Все верно: и птицы улетели в теплые края, и деревья без листьев стоят, на улице морозно, холодно и выпало много пушистого снега. А теперь посмотрите на эту картину и скажите, чем можно заниматься зимой на прогулке?
Дети: Кататься на коньках, на лыжах, на санках ,строить крепость, лепить снеговиков.
Воспитатель: А что мы видим зимой на окнах?
Дети: Узоры.
Наши окна кистью белой
Дед-Мороз разрисовал.
Воспитатель. Снегом полюшко
одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкли?
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем, да как крикнем: «Здравствуй, Дедушка-Мороз!»
(Вылетает сорока)
Сорока: Последние новости! Последние новости!
Воспитатель: Сорока прилетела неспроста: недаром ее называют «лесное радио» или «лесной почтальон».
Сорока: Последние новости! Последние новости! Произошло чудо. Спешите все в лес. (Сорока улетает)
Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, что же случилось в лесу? Тогда в путь. (Дети идут по кругу к стульчикам и поют)
Друг за другом пойдем, по тропинке в лес пойдем,
По тропинке в лес пойдем. Звонко песенку поем.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля Звонко песенку поем
Воспитатель: Можно сесть на пенечки и отдохнуть.
(Дети садятся на стульчики, звучат звуки леса)
Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - Мы свои.
(Входит Старичок-Лесовичок)
Старичок-Лесовичок. Кто в лесу моем гуляет?
Кто здесь песни распевает?
О, да это ребятишки-
Смешливые девчонки,
Забавные мальчишки.
Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Старичок-Лесовичок. Узнали, дети, вы меня?
Я Старичок-Лесовичок. Кто природу губит,
С тем я строг. А кто лес уважает
Растения не обижает, зверям помогает,
Тот гостем желанным у меня бывает.
Воспитатель: Старичок-Лесовичок, Наши ребята природу любят. Но, что за чудо произошло в лесу? Хотя... мы уже и сами видим.
Дети:- Не облетела листва; птицы не улетели в тёплые края не выпал снег.
Воспитатель. Дети, какое время года в лесу? ( осень) Старичок-Лесовичок! Почему у вас не наступила зима?
Старичок-Лесовичок. Когда Снежная Королева устроила первый снегопад в лесу, закрутила первые метели, то увидела, что звери плохо подготовились к зиме: и корма мало запасли и шубки не полиняли, не все деревья листву сбросили, жалко ей стало зверей и решила она, дать время животным, растениям хорошо подготовиться к зиме скрылась она в своём дворце и больше мы её не видели.
Воспитатель. Старичок-Лесовичок, я думаю, что мы с детьми сможем вам помочь, мы позовем Снежную Королеву в лес и попросим её вступить в свои права. Но где же находиться дворец Снежной Королевы?
Старичок-Лесовичок. Дворец Снежной Королевы находиться вон за той горой. Идите через лес прямо по тропинке и эта тропинка приведёт вас прямо к дворцу.
Воспитатель. Спасибо тебе Старичок-Лесовичок, а нам пора в путь.
(Дети, идя по кругу, поют)
Мы шагаем друг за другом лесом и волшебным лугом,
Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем:
Преодолеваем кочки, корявые пенёчки.
Все преграды мы прошли и на поляну пришли. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель. Что ж, друзья, вы отдохните, на поляне посидите.
Кто немного помолчит для тех лес вдруг зазвучит. (Звучат звуки леса)
С вами мы сейчас в лесу, крикнем вместе все «А-у-у-у»
Слышите, ребята, какой-то шум.
Кто это шумит? А знаете, что лес хозяин сторожит,
Оберегает и хранит. Постоянно ходит Леший. (Появляется из-за дерева Леший)
Леший: - А зовусь я - Деда Леший, будто человек одет,
Я ведь умный лесной дед. я ношу кафтан, кушак.
У меня широкий шаг, на ноги, мои дружочки,
Надеваю лапоточки я люблю пошутковать,
Петь, свистеть и хохотать или так повеселиться:
Взять и в елку превратиться. лес же для меня - мой дом,
Чтобы был порядок в нем, я слежу за всем и вас
Научить тому горазд.
Воспитатель. Дети, а давайте расскажем лешему, чего нельзя делать в лесу. (Дети показывают картинки и читают)
Дети: В лесу нельзя сорить, сор весь или уносить,
Или ямку раскопать, и сор в землю закопать.
Также нужно не забыть что жуков нельзя давить,
Муравьев и пауков, можно только комаров.
Мухоморы не пинать также ветки не ломать.
Воспитатель. Эти правила лесные - и не сложные такие, но нам нельзя их нарушать.
Леший: Как вести себя в лесу вы знаете, но вы знаете что такое лес?
Воспитатель. И об этом тебе дети расскажут. (Показ на фланеллеграфе)
Ребенок: Что такое лес? Сосны до небес,
Березы и дубы, ягоды, грибы...
Звериные тропинки, пригорки и низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый-чистый
И родник с живой ключевой водой.
Воспитатель. Лес - это дом для растений и животных.
Леший: - Я вижу, вы знаете много, а вот азбуку лесную точно не знаете но я вас научу. (Игра «Лесная азбука»)
Если крикну «у-у-у», значит идет охотник, его надо прогнать. Для
этого вы будете топать ногами. Потопаем.
Если крикну «а-у-у», значит нужно показать дорогу заблудившемуся путнику. Для этого вы будете хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат. Сделаем все вместе.
Если крикну «ы-ы-ы», то вы будите шуршать в листве, будто ходите по лесу. Для этого нужно потереть ладони друг о друга. Вот так... Сделаем все вместе.
Итак, внимание, начинаем на лесном языке разговаривать. (Игра)
- А теперь, сядьте на пенечки и отдохните.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель. Дедушка Леший нам было весело с тобой, но нам пора в путь за зимой к снежной королеве, мы отправляемся в путь .
Друга за руку возьмем, по тропинке в лес пойдем,
По тропинке в лес пойдем, звонко песенку поем,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, звонко песенку поем.
(Дети садятся на стульчики. Входит Баба Яга и ворчит)
Баба-Яга. Прилетел пестрый, шапка красная, нос вострый, по стволу носом постукал, выслушал и давай дырку долбить и долбит, долбит, долбит, покою совсем не дает.
Воспитатель. Здравствуй, Бабусечка-Ягусечка. А хочешь узнать, кто тебе спать не дает? Дети, вы узнали этого лесного жителя?
Дети: - Дятел
Ребенок: - Он в своей лесной палате носит пестренький халатик.
Он деревья лечит: постучит и легче.
Воспитатель. А давайте дятлу поможем выдолбить дупло. (Игра «Ритмическое эхо», воспитатель выстукивает ритмы, дети повторяют)
Воспитатель. Теперь бабуся будешь спать спокойно, но кто это так красиво поет. (Звучат голоса птиц)
Баба-Яга. Это наши лесные певцы поют. Очень люблю их слушать. (Дети слушают фонограмму с пением птиц)
Воспитатель. А давайте покажем Бабе-Яге какие птицы улетают, а какие остаются зимовать. (Один ребенок отбирает перелетных птиц, другой зимующих)
Воспитатель. Ну, Баба-Яга, проверяй.
Баба-Яга. Спасибо вам дети за помощь, никогда не забуду, век буду помнить и в трудную минуту помогу. Прощайте. (Баба-Яга улетает на метле)
Воспитатель. Дворец Снежной Королевы недалеко, мы отправляемся в путь. (Музыкальная физминутка)
(Дети садятся на стулья, а из домика выходит Снежная Королева)
Снежная Королева. Кто так громко распевает,
Кто так весело поет?
Воспитатель. Снежная Королева, мы пришли за тобой, пора и в лесу быть зиме и звери уже подготовились, и сейчас они об этом расскажут. (Из-за дерева появляются медведь, заяц, еж)
Медведь: В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима придет опять. Пусть мне во сне приснится мед, проснусь, когда весна придет!
Заяц: Пора мне зайчику линять, пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу, меня заметят на снегу.
Еж: Я тоже буду спать, как мишка, я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил, устал я, выбился из сил,
А для вас, мои друзья, принес подарков корзину я.
Снежная Королева. Теперь я вижу, что животным будет хорошо зимой: и кормом запаслись и шубки поменяли. Быть в лесу зиме. (Звучит музыка метели, завывание ветра)
А вы мне помогите устроить снегопад (Раздает детям снежинки)
Белая, узорная, звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку. (Дети со Снежной Королевой кружатся под музыку)
Светло-пушистая, снежинка белая, какая чистая, какая смелая, Дорогой бурною, легко проносится. не в высь лазурную,
На землю просится, летит пушистая, снежинка смелая,
Какая чистя, Какая белая. (Снежная Королева незаметно уходит)
Воспитатель. Вот и в лесу наступила зима. Красиво в лесу, тихо. Здесь много увидели, узнали, многому научились, но нам пора в детский сад, где мы с вами отведаем подарки ежика. Давайте попрощаемся с лесом. Все: - Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, полон сказок и чудес. (Дети уходят из зала под музыку)
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
по экологии с ИКТ
«В гости к феи Природы»
Задачи:
- Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
- Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
- Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Материал:
- Демонстрационный материал: “Деревья”, “Цветы”, “Дикие животные”, “Насекомые”, “Домашние животные”, “Времена года”,
- карты-схемы,
- обручи,
- карточки (жёлтого, зелёного, белого, красного цветов),
- кассета с записью,
- шапочки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов,
- шапочки Цветика – Семицветика (одна шапочка – бледно покрашенная, другая шапочка – яркая).
Дети заходят в зал и становятся полукругом. (На стульях лежат карточки зелёного, жёлтого, белого, красного цвета, под стульями карточки и маски.)
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель:
“Это кто же к нам стучится,
Просится к нам в дом?
Посмотрим?”
Влетает почтовый голубь:
“Я пол света облетел
В садик к вам я залетел!
Сообщение из леса,
Это очень интересно!”
Отдаёт конверт воспитателю.
Воспитатель:
“Давайте посмотрим. Интересно. Здесь звуковое письмо. Послушаем?”
Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись:
“Здравствуйте, дорогие дети детского сада №477 я очень хочу поближе познакомиться с вами. До нашей встречи осталось мало времени. До скорой встречи, Фея Природы”.
Воспитатель: “Ребята, значит, к нам гостья спешит”.
Заходит Фея Природы:
“Здравствуйте дети. Я Фея Природы. Пришла познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать?
Встали. Приготовились.
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Вот мы и в моём государстве, в клубе любителей природы. Есть у меня волшебный цветок Цветик-Семицветик. Он исполняет любое желание. Сейчас я вам его покажу. Что-то тут не так. Кто же тут хозяйничал? А где Цветик-Семицветик? Слышите, кто-то плачет? (Фея Природы заглядывает за дерево, выходит Цветик-Семицветик) Да это же Цветик-Семицветик. Что случилось Цветик-Семицветик?
Цветик-Семицветик (ребёнок):
“Прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – громом пугала, дождём сильным поливала, колдовала. Все мои краски смыла и волшебство исчезло. Не понравилось ей что, в наем природном государстве так красиво и спокойно. А расколдовать меня сможет тот, кто любит и знает природу.
Фея Природы:
Что же делать, дети? Надо помочь Цветику-Семицветику. Лепестки твои стали бледными. Давай посмотрим, может с ними можно что-то сделать. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.
1.Красный лепесток. “Назови художника”.
Фея Природы:
Дети, возьмите карточки на стульчиках.
“Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый”.
“Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога..” (Зима)
“У второго – синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…” (Весна)
“На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…” (Лето)
“А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!” (Осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года. Для вас я приготовила шапочки времён года, зелёная – весна, белая – зима, жёлтая – осень, красная – лето. Так мы разделимся на команды. Что же на оранжевом лепестке?
2.Оранжевый лепесток. Игра “Кем (чем) был, кем(чем) стал”.
Фея Природы:
“Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Кем был и кем стал.”
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.
3.Жёлтый лепесток. Дидактическая игра “Времена года”.
Фея Природы:
“А сейчас соберите пейзаж из частей.” (Игра выполняется в командах).
Молодцы.
4.Зелёный лепесток. Выложи коллаж “Лес”.
Фея Природы:
А сейчас выходят команда Зима и Весна. Вам задание выложить картину леса.
“Ребята, по одному вы берёте какой либо элемент и бежите до мольберта, прикрепляете его и возвращаетесь обратно. Бежит другой”. Затем задание выполняют команды Лето и Осень.
“Молодцы, все справились. Замечательные получились коллажи.
Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.
5. Голубой лепесток.
Фея Природы:
А вот здесь, ребята. Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
– Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа Серёже?
– Что обозначают эти знаки?
- Не шуметь в лесу.
- Не топтать грибы.
- Не наступать на муравейники.
- Не трогать птенцов.
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Что же на синем лепестке?
6.Синий лепесток. Блиц-вопросы.
Фея Природы:
“Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Какое животное называют “кораблём пустыни”
– Какая птица выводит птенцов в лютый мороз?
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло). Вы всё знаете, молодцы. А теперь фиолетовый лепесток.
7.Фиолетовый лепесток. “Необычные круги”.
Фея Природы:
Возьмите карточки.
“У вас карточки с насекомыми, животными, растениями, цветами. Вам нужно найти свой круг и встать рядом с ним.
– Дикие животные
– Домашние животные
– Насекомые
– Цветы
Назовите свой круг”
(За это время Цветик-Семицветик одевает яркую шапочку).
Фея Природы:
“Ребята, посмотрите какой ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы помогли ему. Вы настоящие друзья и знатоки природы. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Возьмёмся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся к себе домой.