Чем занять ребенка или нескучный дом
Полному энергии ребенку трудно сидеть в четырех стенах. Но, к сожалению, есть ситуации, когда гулять нельзя - при болезни, из-за плохой погоды и т.д.
В этом случае, вам помогут игры и занятия, приведенные в данной статье.
1. Удерживаем книгу
Пусть ребенок пройдет по комнате, удерживая на голове книгу, не уронив её.
Но, при этом, нельзя дотрагиваться до книги руками.
Берите для этого книги различного формата, чтобы стало ясно, какие книги можно удержать на голове, какие нет.
Если детей несколько - они могут соревноваться между собой.
Победивший ребенок станет судьей и назначит участникам игры вес книги.
2. Цвет дня
Если за окном дождливо, дома скучно, познакомьте ребенка с данной игрой.
Ребенок должен выбрать любой цвет, к примеру красный.
Пусть сегодня он одевает только одежду красных тонов, завтракает, обедает, ужинает продуктами красного цвета, ими же можно украсить стол.
Если малыш рисует - то красным цветом, играет игрушками красного цвета, ищет в книгах картинки красного цвета, считает в доме все красные предметы.
На следующий день выберите другой цвет.
3. Музыку в студию
Можно дома организовать оркестр из самодельных музыкальных инструментов.
Положите в металлическую банку небольшие камни, пуговички, стеклянные шары - получится музыкальный инструмент.
Возьмите маленькие кусочки дерева либо какие-то деревянные предметы (деревянную ложку, деревянные прищепки для белья и т.д.).
Ударяя друг о друга 2 деревянными предметами, медленно либо быстро, сильно либо слабо, можно извлечь звуки, которые подходят для танца.
Далее, включив диск, малыш сможет поддержать ритм мелодии с помощью игры на своих инструментах.
4. Собираем палочки
Даже малыши любят данную игру.
Берем 10 палочек от эскимо либо 10 пластмассовых соломинок.
Малыш сначала держит их в руке, потом отпускает, они падают на стол.
Нужно собрать их по одной так, чтобы не сдвинулись палочки, которые лежат рядом.
Если малыш сдвинул хоть 1 палочку - игра закончена.
В конце считаем - сколько палочек малыш собрал за 1 раз и сколько попыток он сделал, чтобы собрать все палочки.
5. Ищем сокровища
Малыши любят что-то прятать и искать - воспользуемся этим и поиграем в поиски сокровищ, используя при этом игрушки либо какие-то предметы. Можно добавить в данную игру обучающий элемент.
Если малыш изучает алфавит, можно написать какую-то букву на клочке бумаги и спрятать её. А потом позвать малыша обратно и сказать: "В этой комнате прячется буква „Д" Найди её".
Можно подсказывать ребенку её местоположение, говоря: "горячо", если малыш близко, и "холодно", если далеко от "клада".
Играя с малышом, можно писать на бумаге буквы, входящие в состав его имени либо буквы, из которых состоит какое-то слово. И тогда, по окончанию игры малыш соберет их в единое слово.
6. Чистим зубы
Можно сказать малышу: "А давай проверим, не болят ли зубы у кукол и остальных твоих игрушек".
Помогите малышу изготовить зубную щетку.
Для этого вам понадобится: палочка от мороженого, которую ребенок раскрасит цветным мелом, обыкновенная бумага - из которой нужно вырезать маленький прямоугольник, длина которого равна 1/3 от длины палочки, а ширина в 4 раза больше ширины палочки.
Складываем бумагу пополам, делаем зигзагообразные надрезы с двух сторон. Затем просовываем палочку между ними и склеиваем, совместив вырезанные края.
Теперь можно играть. Можете для игры выделить малышу немного талька, предупредив, что им люди зубы не чистят.
7. Домашний волейбол
Берем небольшие воздушные шары. Пусть малыш подбрасывает их вверх одной либо двумя руками попеременно.
Натяните веревку между спинками 2 стульев, которые находятся на небольшом расстоянии друг от друга, поиграйте в волейбол.
8.Развлечение с воздушными шарами
Пусть у вас всегда будет под рукой пакет с воздушными шариками.
Их можно кидать и ловить как мяч, можно поиграть ими в "бадминтон", поменяв теннисные ракетки на журналы, устроить соревнование по наиболее высокому подбрасыванию мячей.
Можете украсить гирляндой из воздушных шариков комнату больного ребенка и т.д.
9.Что пропало?
Нужно положить на поднос 5 любых предметов, которые знает малыш, к примеру: ключ, мяч, ложку, кубик, мелок.
Малыш должен внимательно рассмотреть эти предметы и назвать каждый из них.
Потом пусть он закроет глаза, а вы спрячете за это время 1 из предметов.
Пусть ребенок посмотрит на поднос и определит, чего там не хватает.
Можно с каждый разом добавлять на поднос всё новые вещи. В эту игру можно играть всей семьей.
10. Узнай что это
Нужно завязать малышу глаза шарфиком либо платком.
Объясните ребенку как передвигаться по комнате с осторожностью, вытянув руки вперед.
Дотронувшись до какого-то предмета, ребенок должен его назвать и описать. Пока у ребенка закрыты глаза - будьте рядом.
Потом вы можете сделать это же.
11.Пещера-укрытие
Когда малышу нельзя выйти на улицу, соорудите для него "пещеру" из больших картонных коробок либо "палатку" - стол, покрытый покрывалом либо простынью.
Маленький ребенок может покрасить либо разрисовать коробки, а детки старшего возраста могут вырезать ножницами окна, для того, чтобы можно было выглянуть наружу.
12. Страна чудес
Нужно соорудить полосу препятствий на пути, который ведёт в страну чудес.
Нужно перекинуть через них мост из скамейки и 2 табуреток либо просто положить 2 толстых веревки на пол, они будут обозначать переправу.
За мостом можете также сделать препятствия, которые надо преодолеть разными способами: прыжком, пролезть или обойти в обход.
Кроватку вы можете обойти сзади, под стулом — проползите, через стул — перешагните; на мешок с подушками вы можете запрыгнуть, в пластмассовую корзину с бельем — вы можете присесть. Как дополнительные препятствия можно использовать картонные коробки, скамейку для ног, корзинки.
Можете пофантазировать - рассказать малышу, что этот мост приведет вас в красивую сказочную страну. Пусть ребенок сам представит - куда он там отправится, что увидит. Он может пройти мост и увидеть сказочную страну, может вернуться назад, может заново начать путешествие. Он может прогуляться в сказочном парке, покататься на ракете (встать на стул), можете переплыть реку (лежа на одеяле и барахтаясь) и т.д.
В эту хорошую игру ребенок может поиграть с друзьями. Но, есть только один минус - приготовления к игре занимают больше времени, чем сама игра.
13.Загадки о животных
Предложите малышу загадать про себя какое-то животное, а затем жестами изобразить его повадки. А вы должны будете понять кого же изображает малыш. Ребенок может вам немного подсказывать.
Потом животное загадываете вы.
После окончания игры, можете побеседовать о зверях, птицах, рыбах, заранее составив список животных, которые ребенку уже известны, и отыскав картинки с их изображением. При этом поделив их на 3 группы: дикие животные, домашние животные, комнатные животные.
С помощью данной игры у ребенка обогатится словарный запас, он сможет улучшить своё представление об окружающем мире.
14.Наблюдаем за животными
Если ваш малыш любит животных, можете вместе с ним посмотреть любой фильм о животных.
15.Книга про кошек
Это занятие будет по вкусу вашему крохе, если он любит животных.
Полистайте вместе журналы, книги, найдите картинки, которые изображают разные виды представителей семейства кошачьих.
Можно поговорить о том, чем все они имеют свои отличия.
Потом предложите малышу создать свою книгу о кошечках. Он может их просто рисовать, может переводить через кальку, может вырезать картинки из журналов, книжек.
Каждый вид кошки должен быть на отдельной странице. На рисунок можно наклеить нитки либо куски бумаги - для того, чтобы у кошки появилась шерстью — полосатая либо пятнистая, также ваш малыш может создать новую породу кошек и дать ей кличку.
Затем соберите вместе все картинки, их нужно скрепить либо сшить, так, чтобы получилась книга. На обложке пишите заглавие книги, и имя ребенка и фамилию.
16.Игра в "классы"
Если у вас растёт активный малыш, лучший способ освобождения данной энергии - игра в "классы".
Чтобы начать игру, необходимо при помощи клейкой ленты обозначить на полу квадраты - "классы". Лучше всего играть в коридоре либо на закрытой веранде, либо на кухне - если позволяет ее площадь, либо в комнате.
Как играть: надо бросать небольшую биту в нарисованные квадраты так, чтобы она попадала в квадратик, не коснувшись при этом линий.
Сначала нужно кинуть биту в 1-й "класс", потом во 2-й и т.п. Как только бита будет находиться в нужном квадрате, нужно приблизиться к ней с помощью прыжков на одной ноге через все 'классы" по порядку.
Потом подберите биту, повернитесь кругом и вернитесь назад, при этом сохраняя равновесие, не наступая на линии. (На 2 ноги можно вставать, если квадратики расположены рядом либо если вам надо повернуться назад в последнем "классе".)
Играть можно до тех пор, пока вы не наступили на линию либо не утратили равновесия; тогда в игру вступает другой игрок. Победит тот, кто 1-й выполнил все действия правильно и дошел от 1-го "класса" до 8-го.
Если вы играете в ограниченном пространстве - существует более легкий вариант игры.
Нужно изобразить "классы" при помощи 2-х полосок клейкой ленты длиной 160 см каждая, при этом, нужно расположить их параллельно друг другу на расстоянии 40 см. Потом при помощи ленты нужно обозначить каждый "класс" номером от 0 до 5.
Затем называем номер от 0 до 5. Малыш должен прыгнуть в названный вами номер квадратика и попрыгать там пару раз, сосчитав свои прыжки.
Если вам нужно обучить ребенка цифрам, можете для этого использовать карточки с написанными на них цифрами - от 0 до 5. При этом, малыш тоже должен находиться в указанном на карточке "классе" и сделать там пару прыжков, считая их.
17.Язык жестов
Знакомьте вашего малыша с языком жестов. Можно рассказать, что таким образом люди могут обменяться друг с другом информацией.
Можно придумать жесты, которые можно использовать как особый язык в вашей семье.
Если малыша заинтересует язык жестов, можно взять в библиотеке книгу об этом.
Можно выучить пару простых движений и сказать на языке жестов: "Я люблю тебя", "Спокойной ночи" и т.д.
18.Шершавые Буквы
Каждый малыш имеет различные способности, в том числе способности к обучению. Но, некоторые из детей любят обучаться на слух, некоторые -быстрее запоминают что-то, глядя на предметы. Некоторые малыши лучше запоминают информацию о предмете, если потрогают его, покрутят в руках.
Эта методика подходит для детей, любящих учиться "осязательно".
Нужно взять несколько листов наждачной бумаги. Купите её разного сорта, чтобы структура и поверхность наждачной бумаги не были одинаковые.
Если вы имеете дома картонные либо деревянные буквы и цифры, обведите их контур на наждачной бумаге, если нет - можете сами написать небольшие буквы и цифры, а потом вырезать и наклеить их на карточки размером 5*10 см, таким образом, вы сделаете замечательное учебное пособие.
Пусть малыш закроет глазки, ощупает карточку, попытается определить - какая на ней буква или цифра изображена.
Также, вы можете сделать из карточек 2 книжки: первая - с изображением алфавита, вторая — с изображением цифр.
19. Автогонки
Если малыш любит автомобили, которые сделаны из спичечных коробков либо другого подручного материала, можно организовать авторалли.
При помощи клейкой ленты либо веревки нужно обозначить на полу трассу. Обозначьте также стартовую и финишную линии. Можно начать гонки по трассе с использованием секундомера для определения лучшего времени.
Запомните: автомобиль на крутом вираже может слететь с трассы и удариться о стенку либо мебель, поэтому, нужно для безопасности положить рядом с трассой валики либо подушки.
20. Соединяем капли дождя
Во время дождя можно открыть окно и высунуть наружу кусок плотной бумаги либо серого картона. А потом убрать его после того, как малыш досчитает до 5. От капель дождя на поверхности бумаги проявятся темные пятна.
Далее малыш сможет соединить их карандашом либо мелом, провести линии в различной последовательности. После высыхания бумаги малыш может дорисовать на свободном месте между каплями дождя всё, что ему захочется.
21.Поиск в Библиотеке
Можно в дождливый день маме дойти до библиотеки и найти там что-то интересное.
Спросите у своего ребенка, что бы он хотел почитать — книгу про динозавров, книгу про Маленького Мука или книгу о различных машинах.
22.Отпечатки
Для данной игры вам понадобятся: бумага для рисования и краски — темперу, акварель или гуашь. Также, ребенок должен собрать небольшие предметы различной формы и качества, к примеру, кусок губки, крышку от бутылочки, морскую ракушку, пару ластиков.
Всё это нужно обмакивать в краску, а потом использовать как штамп, который оставляет отпечатки на бумаге.
Малыш должен делать это с различными предметами на одном листе бумаги по нескольку раз.
В дальнейшем, можно использовать новые предметы для отпечатков.
Когда малыш достигнет лучших результатов, можно сделать отпечатки на гладкой белой бумаге либо простой бумаге для заметок. Тогда их можно будет подарить членам семьи.
23. Космос
Ваш ребенок любит ракеты и самолеты? Можно поддержать этот интерес, поискав в журналах и книгах картинки с изображениями данных предметов. Можно изучить составные части ракеты - форму, двигатель, головную часть.
Можно предложить малышу нарисовать несколько ракет, раскрасить ракеты, а потом вырезать их из бумаги. Можно сделать так, чтобы они двигались - приклеив к рисункам веревки различной длины (либо проколоть отверстие и просунуть в него веревку) и подвесить их на крючок под потолком у двери либо около окна.
24. Компьютер
Можно сесть с ребенком перед клавиатурой, и пусть малыш нажимает кнопки - печатает строчки из букв А, потом из букв Б.
Можно просто набирать крупным шрифтом простые слова и просить малыша найти на клавиатуре буквы, находящиеся в этом слове.
Можно приобрести обучающую программу по работе за компьютером для ребенка.
25.В какой руке?
Вам известна игра, где один человек прячет за спину руки, при этом зажимает в одной из них какой-то предмет, потом выставляет их вперед, а другой человек угадывает - в какой руке лежит данный предмет.
На самом деле - это русский вариант индийской настольной игры. Она основана на способности угадывать, позволяет оценить вашу интуицию. Для неё вам понадобятся: лист белой бумаги, ручка, камешки либо мелкие монеты.
Нужно взять большой листок бумаги, начертить в середине круг, в центре него нарисовать звезду. Слева и справа нужно нарисовать 4 небольших круга так, чтобы они не соприкасались друг с другом.
В конце каждого ряда кругов рисуем квадрат. Пишем в 1-м из них свои инициалы, в другом — инициалы малыша. Кладём в центр большого круга камень.
Потом пусть малыш зажмет в одной руке так, чтобы не было видно другой камень, а вы будете отгадывать - в какой руке камушек.
Если вы определили правильно, то передвиньте камушек, который лежит на столе, в сторону вашего квадрата. Если вы ошибаетесь - передвиньте камень в направлении квадрата малыша.
После того, как игра закончилась, камень должен дойти до какого-то квадрата. Затем можете начинать игру заново, сменив роли.
26.Самодельный календарь
В какой-то дождливый день попробуйте изготовить стирающийся календарь.
Для этого вам понадобится кусок картона. Его нужно положить горизонтально. Провести линию, при этом сделав достаточный отступ от верхнего края, где указывается год и месяц.
А ребенок должен расчертить картон так, чтобы образовалась сетка из 6 квадратов по вертикали и 7 квадратов по горизонтали.
Если ваш ребенок ещё мал - приобретите картон большего размера, т.к. детки младшего школьного возраста любят рисовать, а не писать.
Только обязательно изобразить на картоне названия дней недели (в 1-м ряду). Потом нужно обернуть картон в полиэтилен.
Теперь, используя смывающийся маркер, малыш может написать месяц и год, а потом, подглядывая в настоящий календарь, поставить в соответствующем квадрате каждое число месяца.
Затем, можно отметить в календаре предстоящие школьные праздники, семейные праздники, походы к родственникам и т.д.
Можно также отметить в календаре выполнение домашних обязанностей малыша — уборка комнаты, полив цветов. В конце месяца можно стирать старые записи и делать новые.
27.Строительство
Самыми любимыми игрушками у деток надолго остаются кубики и конструктор, малыши любят импровизировать.
Занимаясь с ними, малыши получают полезные навыки. Можно ребенку подсказывать, что можно построить, и он будет осуществлять вашу идею.
Можно сделать игру интересней, добавив к строительным деталькам машины и различные игрушки.
28.Мозаика из яичной скорлупы
Можно собрать скорлупу от яиц, вымыть её, высушить на листе бумаги. Потом пусть малыш её истолчет ложкой либо толкушкой.
Затем берем 2-3 пластмассовых стакана, наливаем в них воды и растворяем немного краски различного цвета.
Далее раскладываем по чашкам измельченную скорлупу и перемешиваем.
Выдерживаем скорлупу в растворе 15 минут, пока она не прокрасится. А потом пусть малыш вынимает её при помощи вилки и раскладывает на бумаге.
Далее даём ей просохнуть в течение ночи.
На следующий день можно складывать мозаичную картину, наклеивая скорлупу на бумагу, а потом обводить детали рисунка разноцветными мелками.
29.Глиняная скульптура
Можно начать с самого простого — придать куску глины плоскую форму, придавив к ровной твердой поверхности. Можно дать малышу скалку, пусть он раскатывает глину.
Можно показать малышу, как делаются украшения из глины.
Можно втыкать в глину зубочистки, палочки от мороженого, соломинки. Для получения красивого рисунка, можно также прикладывать к куску глины разные виды пуговиц, скрепки, крышечки от бутылок, разные виды небольших предметов, а потом убирать их. Можно использовать для этого формочки для теста.
Можно раскатывать глину в полоски, а потом использовать для декоративного оформления ваз, кувшинчиков, горшков и т.д.
30.Плывём в Китай
Если ваш малыш на 100% здоров, можно выйти на улицу и в дождь, если там не холодно. Ведь очень интересно одеть плащ-дождевик, резиновые сапоги, а потом пойти на улицу, взяв из дома бумажные тарелки и чашки и отправить их в путешествие в Китай по лужам и ручейкам.
Можно при этом перегораживать камнями водяные потоки и собирать капли дождя из водосточной трубы.
31.Контуры вещей
Найдите с малышом дома предметы, чьи контуры можно обводить на бумаге —- крышечки от банок и бутылок, разные кубики, пазлы, строительные детальки и т.д.
Ребенок может сначала обводить их карандашом на отдельных листах бумаги, а потом вырезать.
Получившиеся фигуры можно раскрашивать, создавая их них коллаж. Это занятие научит малыша соотношению пространства и формы, выработает у него глазомер.
32.Танец с шарфами
Это способ помочь ребенку обрести свободу движений и грациозность.
Вместе с дочерью или сыном соберите все старые шарфики большого и маленького размера, пригодные для танцев.
Кладем их все в коробку, а затем в один из дождливых дней достаём эту коллекцию и включаем музыку.
Пусть малыш закроет глазки и возьмёт из коробки пару шарфов.
Вы выберите какой-то шарф для себя. Затем включите музыку и наслаждайтесь танцем, размахивая шарфиками.
Если малыш оценит по достоинству эту игру, можно придумать что-то интересное. К примеру, можно представить, что шарф — это большая змея, которую вы нашли в джунглях, а теперь с ней танцуете и т.д.
33.Оформляем коробочку
Пусть малыш оформит любую коробочку красиво, и вы сможете хранить там полезные мелочи.
Коробку можно раскрасить красками, разноцветными мелками, можно приклеить к ней куски материала и пуговички.
34.Звукооператор
Предложите малышу поискать предметы из которых можно извлечь различные звуки. Для этого можно использовать противень, металлическую ложку, консервную банку с сухим горохом, кастрюлю с крышкой, свисток и многое другое.
Также, нужно приготовить магнитофон и пустую кассету. Теперь можно записать радиопостановку, сказав: "Внимание! Начинается запись радиоспектакля!"
35.Рассказываем сказку:
Например такую: "Однажды мы ходили по лесу и вдруг услышали чьи-то топот. (Засовываем руки в ботинки, а затем тяжело и медленно перебираем ими по доске.)
В начале шаги были тихие, а потом стали громкие (подумайте, как это сделать).
Я повернулся и заметил медведя. Я испугался, но тут грянул гром. (Бьём пару раз ложкой по противню.)
Я посмотрел на небо, и увидел, как начался ливень (трясем консервной банкой, наполненной сухим горохом), а медведь открыл свой зонтик и ушёл. Дождь закончился, и я понял, как выйти из леса."
Так, можно обыграть любую сказку, вместе придумывая звуковые эффекты. Можно записать её на кассету, при этом ребенок будет звукооператором.
Вы рассказываете сказку, а ребенок — создает звуковые эффекты.
Потом можно прослушать сказку совместно - всей семьей.
36.Кукольный театр
Малыш сам или с друзьями может устроить кукольный театр.
Для этого нужно накрыть 2 простынями большой стол, так, чтобы малыши могли проползать под ним.
При этом простыни должны заходить одна на другую как занавес, чтобы легко можно было высунуть из-за него руку.
И куклы-марионетки, и мягкие игрушки могут стать героями сказки.
Ребенок сам должен придумать сценарий и поставить спектакль.
37. Следы
Выливаем небольшое количество краски в плоский сосуд с небольшим количеством воды, например на противень. Раскладываем на полу газеты, а в середине ставим противень.
Предлагаем малышу снять ботинки и носки и наступить ножкой в краску. Ждём пока с неё стекают капли, и быстро прикладываем ступню к белой бумаге. При этом некоторое время нельзя шевелить ногой - для получения четкого отпечатка. Пока краска высохнет, малыш успеет помыть ногу.
Когда отпечаток высохнет, ребенок сможет поставить внизу листа свое имя, возраст, дату.
38. Друг, сделанный из подушки
Для этого вам будет нужна старая подушка, недорогая наволочка, чтобы малыш смог сделать из них игрушку.
Нужно перевязать подушку в середине веревкой. Сверху наклеить либо пришить ленты либо тесемки - волосики. Далее рисуем фломастерами лицо либо вырезаем отдельные части лица из любого материала и пришиваем детальки к подушке.
Потом одеваем куклу, — в трусики, старую рубашку с коротким рукавом и т.д.
39.Любимые вещи
Если на улице дождь, можно заняться фотографией.
Пусть малыш соберёт свои любимые вещи и разложит их в виде натюрморта.
Можно составить интересные "композиции" из данных предметов.
Можно разместить любимые вещи на одеяле, а потом сфотографировать как-нибудь необычно, выбрав подходящий ракурс.
Закончив съёмку, можно отдать пленку для проявки в фотомастерскую.
40.Таинственные звуки
Можно потратить немного время для записи на пленку различных домашних звуков и шумов - записать гул стиральной машины, плеск воды в ванной, журчание душа, завести мотор машины, сильно хлопнуть дверью, добавить плач малыша, кашель папы, шелест листов газеты.
А потом, когда вы всей семьей поедите куда-то на машине, будете сидеть с бабушкой и дедушкой за чаем, послушайте эту пленку и улыбнитесь!
Источник http://mamaideti.ru/20110212276/razvitie-detey/kak-zanyat-rebenka-doma.html